Каким образом в истории скандального полигона ТБО «отметились» башкирский премьер Назаров и бизнесмены из его окружения?
Каким образом в истории скандального полигона ТБО «отметились» башкирский премьер Назаров и бизнесмены из его окружения?
Между тем, бывшая арендатором компания ранее получала миллионные контракты от бюджетных учреждений Стерлитамака и региона; ее совладелец Эльмира Максадова – супруга известного башкирского бизнесмена Айрата Максадова, одного из бенефициаров «мусорного» регоператора «Эко-Сити». Через сомнительную убыточную фирму «Регион-Капитал», где он занимает должность директора, Максадов связан с ее бывшим совладельцем Ильшатом Нигматуллиным – президентом известного девелоперского холдинга «Гранель», родственником и бывшим компаньоном действующего башкирского премьера Андрея Назарова. Благодаря семейству госчиновника коммерческие структуры супругов Максадовых могут получать многомиллионные контракты.
Со стороны разбирательства вокруг полигона в Стерлитамаке выглядят как противостояние власти и бизнеса, вот только учитывая заявления руководства «Вториндустрии» об отсутствии источников финансирования для рекультивации, речь может идти о скором банкротстве бывшего арендатора, а учитывая связи Айрата Максадова с семейством премьера Назарова, банкротство вполне может быть согласованным. Это позволит чиновникам и бизнесменам сэкономить миллионы рублей, тем более, что предприятие-арендодатель «Табигат» уже находится в процессе банкротства.
Полигон в Стерлитамаке: брошен, но не рекультивирован
В Арбитражном суде Башкирии продолжается рассмотрение иска республиканского Министерства природопользования и экологии, пытающегося обязать компанию «Вториндустрия» разработать проект рекультивации полигона ТБО в Стерлитамаке и провести очистку его территории площадью порядка шести гектаров.
Как следует из публикации «Коммерсанта», в 2017-2022 гг. «Вториндустрия» арендовала полигон у ГУП «Табигат» (позже реорганизовано в ООО, сегодня находящееся в процессе банкротства). В период с 2018-го по 2021 год здесь было захоронено порядка 97 тыс. тонн отходов; после окончания срока аренды объект вернулся к ГУПу. Вот только согласно инвентаризации, в 2017 году на полигоне уже находилось более 915 тыс. тонн отходов при его вместимости в 933,3 тыс. тонн.
В итоге в 2020 году объект был исключен башкирским Минэкологии из территориальной схемы отходов, а в 2021-м приказом Росприроднадзора – из соответствующего Госреестра. «Вториндустрия» пыталась оспорить эти решения в судебном порядке, но безуспешно: суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении исковых требований. Тем не менее, как сообщал РБК, пока продолжались разбирательства, полигон функционировал и был закрыт только после процесса, выигранного Росприроднадзором.
Новости по теме:Россиян попросят из Турции по списку ФСБ?
Сегодня в обосновании своих претензий министерство ссылается на договор ответчика с арендодателем, в соответствии с условиями которого «Вториндустрия» обязалась разработать инвестпрограмму рекультивации, провести работы по восстановлению земель, а затраты включить в тариф на захоронение. В минувшем феврале, в ответ на досудебную претензию Минэкологии, представители компании ответили, что проведение работ не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.
Судебные баталии «мусорных» королей Башкирии
Итак, госорганы Башкирии от решения проблемы рекультивации стерлитамакского полигона дистанцировались, переложив ответственность на «Вториндустрию», где, в свою очередь, ссылаются на отсутствие денежных средств. Между тем, финансовое положение бывшего арендатора вряд ли можно назвать бедственным: по итогам 2021 года выручка ООО «Вториндустрия» составила 54,5 млн рублей, прибыль – 3,5 миллиона (для сравнения: выручка в 2020-м – 69,2 миллиона, убытки – 4,6 млн рублей).
Странно, что предприятие могло уйти «в минус», плотно «сидя» на госконтрактах, портфель которых превышает 24,8 млн рублей. В числе заказчиков – как муниципальные учреждения Стерлитамака (Комбинат спецобслуживания населения, Управления ЖКХ и дорожно-озеленительных работ, городской Водоканал), так и республиканские (Башкирская генерирующая компания, АО «Башспирт», Уфимский государственный нефтяной технический университет). Вот только в базе «Rusprofile» последний полученный контракт датирован июнем 2021 года. Может быть, потеря возможности «осваивать» бюджетные миллионы стала причиной финансового кризиса компании?
Учредители «Вториндустрии» – Эльмира Максадова и Минзиля Шахмаева. Авторы «Коммерсанта» называют Эльмиру Максадову супругой известного в регионе бизнесмена Айрата Максадова, одного из совладельцев «мусорного» регоператора «Эко-Сити». В 2021 году выручка этого предприятия составила 1,7 млрд рублей, прибыль – всего 1 миллион. Столь существенная разница может вызвать много вопросов у налоговых органов на предмет возможного вывода финансов. Особенно если учесть, какие суммы проходят через регоператора при заключении контрактов: их объем составляет 271 млн рублей в качестве поставщика и превышает 13,2 миллиарда в качестве заказчика.
Не так давно «Эко-Сити» фигурировал в прессе как участник громкого скандала, связанного с противостоянием его учредителей Айрата Максадова и Семена Земскова. Последний был единственным владельцем компании, но в марте 2018 года уступил 33% в уставном капитале предприятия Максадову и 30% Айнуру Гайнуллину. Вот только деловые партнеры «попросили» Земскова «на выход», через суд исключив его из числа учредителей.Официальной причиной стало заключение невыгодной сделки с аффилированным юрлицом «Эко-сити Юг», причинившей регоператору ущерб в размере более 200 млн рублей.
Но на этом корпоративный спор не окончился: в 2021 году «изгнанный» Земсков обратился в республиканскую прокуратуру с заявлением о проверке принадлежащего Максадову ООО «Мохит-СТР». По его мнению, будучи подрядчиком «Эко-Сити», компания осуществляла деятельность с серьезными нарушениями: вместо того, чтобы принимать мусор с контейнерных площадок в Стерлитамаке на сортировку с последующей передачей остатков для захоронения на полигонах ТКО, «Мохит-СТР» в большинстве случаев отправлял грузовики на полигон уже знакомой нам «Вториндустрии». Таким образом, оплачивающему сортировку отходов «Эко-сити» мог быть причинен ущерб в размере 1,8 млн рублей.
На горизонте «вырисовываются» бенефициары «Гранели»
Как мы можем убедиться, семейство Максадовых далеко не простое и имеет в республике нужные связи, позволяющее «осваивать» колоссальные бюджетные финансы. Если более детально углубиться в бизнес Айрата Максадова, то можно даже найти ниточки, связывающие его с первыми лицами в политическом руководстве Башкирии. В частности, с 2016 года он занимает пост директора специализирующегося на сборе отходовООО «Регион-Капитал».
Новостипо теме:Грефа маслом не подмажешь
Новости по теме:Банда «Черная кошка» стала символом послевоенного криминала в СССР. Почему она годами оставалась неуловимой?
«Регион-Капитал» представляет собой микропредприятие, где официально трудоустроен один единственный сотрудник (с большой долей вероятности – сам директор); оно не приносит выручки, декларирует убытки (по итогам 2021 года – 846 тыс. рублей) и отрицательную стоимость активов (в 2022 году – «минус» 6,6 миллиона). Казалось бы, какой прок от такой «пустышки»? Или через нее может осуществляться вывод средств того же «Эко-Сити»?
Совладельцами компании сегодня выступают Фанус Сиразетдинов и Ольга Шаронова, а до апреля 2021 года в число учредителей также входил Ильшат Нигматуллин – президент Группы компаний «Гранель», крупнейшего башкирского строительного холдинга, в минувшем марте занявшего 12 строчку федерального рейтинга девелоперов по версии «Единого ресурса застройщиков». Напомним, что основателем «Гранели» является действующий башкирский премьер Андрей Назаров, с которым Нигматуллина связывают родственные отношения: он женат на родной сестре чиновника Светлане, владеющей значительной долей в семейном бизнесе (а именно таковой представляет собой «Гранель»).
Россия