История с решением топ-менеджмента Норникеля во главе с ключевым бенефициаром компании Владимиром Потаниным о выдаче части акций своим же сотрудникам в виде цифровых финансовых активов (ЦФА) может быть банальной аферой.
История с решением топ-менеджмента «Норникеля» во главе с ключевым бенефициаром компании Владимиром Потаниным о выдаче части акций своим же сотрудникам в виде «цифровых финансовых активов» (ЦФА) может быть банальной аферой.
«Фантики» вместо денег
В сентябре 2022 года Владимир Потанин объявил о, казалось бы, правильной и справедливой инициативе — руководство предприятий «Норникеля» будет премировать сотрудников акциями предприятия. Предполагалось, что за несколько лет принадлежащий сотрудникам пакет в 10% должен вырасти до 25% — именно столько было на руках у работников промышленного гиганта на момент окончания приватизации в 90-ые годы.
Идея нашла живой отклик, ее даже назвали «народным капитализмом». Тем более, что многие считают несправедливым итоги приватизации, одним из авторов которой и стал господин Потанин. Тогда сотрудники не смогли воспользоваться такого рода вложениями — многие их просто продали. Многие, по слухам, окружению самого Потанина, ведь тогда с финансовой грамотностью у населения РФ было еще хуже, чем сейчас.
Новости по теме:Россиян попросят из Турции по списку ФСБ?
Другая сторона этого замысла — мотивировать сотрудников, которые, став акционерами, будут по-другому вкладываться в свой труд, чувствовать себя хозяевами, собственниками.
Только вот есть загвоздка. Потанин говорил об акциях в «цифровой форме», что, мягко говоря, должно было насторожить с самого начала. Что это за акции, которые нельзя «потрогать»? Разновидность модных нынче NFT-токенов — рисунков, за которыми не стоит ничего, кроме информационного шума и мошеннических спекуляций?
Это действительно токены, на покупку акций для которых «Норникель» планирует потратить около 6 млрд рублей. Каждый токен равняется одной акции, сообщает Lenta.ru. Впрочем, наверняка курс можно будет поменять в любой момент — прямо как на билеты МММ. Почему не выдавать сотрудникам настоящие акции — ответа нет.
Мало того, еще в августе 2022 года стало известно, что Потанин начинает эмиссию криптоаналогов облигаций на платформе, которая принадлежит миллиардеру. Тогда речь шла о пилотном проекте токена на долг на небольшую сумму.
ЦФА на кредиторскую задолженность якобы является, в том числе, цифровым аналогом облигаций. По задумке его должно обеспечивать финансовое обязательство «Норникеля» по возврату денежных средств инвестору в определенную дату. Актив должен быть размещен в адрес поставщика, который продаст его инвестору — «Росбанку», который Потанин после начала СВО выкупил у французского бизнеса.
Т.е. Потанин начал выпускать токены на свой долг… Изобретательности в вероятном желании пустить пыль в глаза ему не занимать.
А долгов у «Норникеля» должно хватать с избытком. На конец 2021 года общий долг предприятия составлял свыше $10 млрд, из них $1,7 компания должна была погасить в прошлом году. Сейчас актуальных данных нет, но вряд ли в условиях текущего кризиса и санкций менеджменту удалось существенно ослабить кредитную нагрузку. Помогут «цифровые фантики» — токены?
«Кубышка» для своих
Наличие же «Росбанка» в этой схеме вряд ли случайно. Ведь именно эта финансово-кредитная организация обеспечит Потанину беспрерывный поток дивидендов в то время, как будут ли рядовым сотрудникам «отстегивать» за ЦФА — большой вопрос.
В декабре 2022 года, уже после заявленных «нововведений», стало известно, что потанинский менеджмент предписал Росбанку не уходить в убыток. Одним из его акционеров стал благотворительный фонд самого Владимира Потанина.
При этом банк должен будет производить определенный объем чистой прибыли с целью обязательной выплаты дивидендов основному акционеру.
Росбанк — основное зарплатное учреждение «Норникеля». Десятки тысяч работников держат в нем свои зарплатные карты, многие и накопления. С получением ЦФА их прибыли наверняка должны бы увеличиться. Значит, увеличится и капитализация банка, который будет регулярно «отстегивать» благотворительному фонду Потанина. А уж где потом осядут эти деньги, в каких благотворительных программах — ищи-свищи.
Благотворительные фонды замечательны, в том числе, тем, что через них куда проще выводить деньги и проводить разного рода сомнительные схемы. Ведь они не подпадают под контроль того же Центробанка. Они непрозрачны. Т.е. Потанин получил в свои руки универсальный финансовый инструмент, который может повернуть в любую сторону
Тем более, что и сам «Росбанк» Потанин получил точно также, как и львиную долю своих ключевых активов — едва ли не за бесценок (0,2-0,3 капитала кредитной организации). Причина банальна — уход французских инвесторов Societe Generale с российского рынка, которые вынуждены были расстаться с активом с огромным дисконтом. Так что у Потанина вышло и рыбку съесть, и не помыть сковородку.
Борец за справедливость
Возвращаясь чуть назад, тем более сложно поверить в то, что у Владимира Потанина «внезапно» проснулось чувство справедливости. Сидеть на миллиардах, полученных от работы приватизированного за копейки достояния страны на протяжении почти 30 лет, а потом вдруг оказаться озабоченным благосостоянием своих сотрудников? Это совсем не в его стиле.
Россия