Владимир Путин на недавнем правительственном совещании раскритиковал вице-премьера и министра промышленности Дениса Мантурова, заявив, что тот, вместо заключения госконтрактов с российскими предприятиями на строительство воздушных судов, «валяет дурака».
Контрактов нет, а Мантуров «валяет дурака»
Контрактов нет, а Мантуров «валяет дурака»
У президента, однако, оказались собственные источники информации:
Между тем, картина, представленная министром промышленности, выглядит вполне многообещающей… но только в перспективе. По его словам, в 2023-2025 гг. запланированы поставки «Аэрофлоту» 63 самолетов – импортозамещенных «Суперджетов», 18 МС-21 и 11 Ту-214.
Мантуров и Чемезов «колдуют» над импортозамещением
Напомним, что в прошлом сентябре, в рамках Восточного экономического форума, «Аэрофлот» и «Объединенная авиастроительная корпорация» (входит в структуру «Ростеха») подписали соглашение о поставке в срок до 2030 года 339 самолетов российского производства (210 МС-21, 89 Superjet New и 40 Ту-214), причем первые так называемые «твердые» контракты предполагалось заключить еще в 2022 году. Как сообщил журналистам Мантуров, стоимость соглашения оценивалась более чем в 1 триллион рублей. Здесь впору задаться вопросом: а были ли подписаны прошлогодние контракты или министр уже в то время «валял дурака»?
Но финансы, как мы можем убедиться, выделяются исправно. Возможно, все дело в негативном влиянии западных санкций? Но чем, в таком случае, господа Мантуров и Чемезов занимались в предыдущие годы? Все просто: они готовились к закупке авиатехники у иностранных поставщиков. Например, в апреле 2019 года СМИ писали о предстоящей сделке по приобретению 100 воздушных судов для «Аэрофлота» у компаний Boeing и Airbus, одобренной федеральным правительством. При этом глава Минпромторга продолжал рассуждать о том, что к 2030 году каждый второй самолет авиаперевозчика будет машиной отечественного производства.
Показательно, что в марте прошлого года телеграм-каналы сообщили о якобы имевшей место критике Мантуровым политики импортозамещения, фактически проваленной по причине невозможности приобретения иностранных комплектующих. В качестве примера телеграм-канал «Незыгарь» привел самолет Superjet, более 30% комплектующих которого производится за границей. Соответственно, для их выпуска необходимо оборудование, на изготовление которого по зарубежным образцам потребуется порядка двух-трех лет.
Минпромторгу пришлось выступать с опровержением грозящего скандалом высказывания. А в июне Чемезов в статье для портала РБК с тоской вспоминал о временах, когда «Ростех» «был частью глобальной кооперации и выступал партнером таких гигантов, как Daimler AG, Renault, Boeing, Pratt & Whitney, Safran и многих других». Называя экономические ограничения в отношении России «беспрецедентными», он тут же подчеркивал, что происходящее не является сигналом для тотального импортозамещения, так как «замещать все бессмысленно, экономически нецелесообразно и попросту невозможно».
Superjet New: работа над ошибками?
Наверстывать упущенное, тем не менее пришлось. Не последнюю роль в этом сыграла критика президента. Как следствие, в конце декабря Мантуров торжественно рапортовал об успешном прохождении сертификации магистральным лайнером МС-21 с отечественным двигателем ПД-14, вертолетами Ми-171 А3 и «Ансат», а также беспилотником БАС-200. Ранее глава кабмина Михаил Мишустин сообщил о решении правительства выделить 15 млрд рублей на производство авиационного оборудования для МС-21, выразив уверенность в том, что такая господдержка «позволит авиапрому выйти на серийное производство не менее 36 лайнеров в год».
Правда, в этом контексте невольно вспоминается закрепившаяся за самолетом Sukhoi Superjet-100 мрачная репутация «летающего гроба», связанная с высокой степенью его аварийности. Самое громкое ЧП произошло в мае 2019 года, когда во время авиакатастрофы в московском аэропорту «Шереметьево» погиб 41 человек. Однако в итоге следствие возложило вину на командира экипажа Дениса Евдокимова, предъявив ему обвинение в нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта.
За счет чего богатеет вице-премьер?
Теперь подчиненным Мантурова и Чемезова предстоит провести колоссальную «работу над ошибками», чтобы Superjet New не стал очередным «летающим гробом». Вот только складывается впечатление, что оба чиновника больше обеспокоены вопросами повышения собственного благосостояния. Тот же Мантуров в течение нескольких лет остается самым богатым членом кабмина: в частности, по итогам 2021 года он официально задекларировал доход в размере 704,6 млн рублей (годом ранее – 740,4 миллиона).
Бизнесом занимается, в частности, мать министра пенсионерка Тамара Мантурова. Она являлась совладельцем ООО «Финансовые системы», специализировавшегося на предоставлении финансовых услуг и ликвидированного в 2020 году с нулевой выручкой, убытками в 4,4 млн рублей и стоимостью активов 6,5 миллиарда. Вторым учредителем компании выступалоООО «Финансовые инвестиции», принадлежащее сыну гендиректора «Ростеха» Станиславу Чемезову. Правопреемником «Финансовых систем» выступает одноименное АО, сведения об актуальных владельцах которого в открытых источниках отсутствуют. В 2021 году АО при отсутствии выручки ушло «в минус» на 5,8 млн рублей.
Среди активов семейства вице-премьера РБК называет 5-звездочный отель «Chekhoff Moscow Curio Collection by Hilton», расположенный в Москве, на Малой Дмитровке; компанию «Колос Кубани», инвестировавшую 3,5 млрд рублей в закладку яблоневого сада по итальянским технологиям; кубанское винодельческое хозяйство «Мантра», ежегодно выпускающее порядка 30 тыс. бутылок вина.
Гендиректору винодельни Виктору Киселеву принадлежит ряд коммерческих структур, бенефициаром которых СМИ называют Дениса Мантурова – компании «Приморье-Пляж», Морское агентство «Инфолайн» и др. Ранее Киселев занимал должность гендиректора санатория «Геленджик», на месте которого возведен элитный ЖК «Fellini». Можно, конечно, верить заверениям вице-премьера об отсутствии связи между его правительственными должностями и семейным бизнесом. Вот только практика показывает, что в России бюджетное финансирование дорогостоящих проектов нередко самым благоприятным образом сказывается на росте благосостояния курирующих их чиновников. В таком контексте становится понятной причина «пробуксовки» политики импортозамещения.
compromat.group
Россия