Депутат парламента Якутии Михаил Эверстов на очередном заседании выступил по громкому уголовному делу против заместителя министра здравоохранения республики Романа Савина.
Депутат парламента Якутии Михаил Эверстов на очередном заседании выступил по громкому уголовному делу против заместителя министра здравоохранения республики Романа Савина.
Инициатором преследования Савина при этом стала фирма под названием «Эвелина», претендовавшая на контракт и уступившая конкуренцию. Она, как выяснили журналисты, непосредственно связана с Михаилом Эверстовым, одним из самых богатых и влиятельных представителей местной элиты.
Публикации о возможной причастности к делу очень задели депутата. На очередном заседании Ил Тумэна он даже призвал прокуратуру очистить его честное имя.
«…Я, например, по этому делу прохожу как один из главных возможных коррупционеров республики (Саха) Якутия, как представитель элиты Якутии со всей силой мощно напал на «варяга» Романа Савина, потому что моя фирма или моё предприятие под названием «Эвелина» проиграла или должна была проиграть тендер на освоение 620 миллионов рублей.
Вопрос такой очень для меня очень болезненный, потому что я когда в молодости работал в органах МВД, боролся с коррупцией, боролся с ворами, преступниками, а тут вдруг сам превратился став депутатом в одного из вот таких коррупционеров.
Я хочу сказать вам, особенно моим коллегам, друзьям, с которым я уже почти пяти лет вместе работаю. Вот за всю свою жизнь, за всю свою деятельность я никогда не участвовал ни в одном тендере, аукционе. Никогда не был участником каких-то схем — деньги осваивать или что-то — никогда», — заявил депутат.
Обвинения представителей власти в коррупции — частое явление, однако куда реже они на них реагируют, особенно если уверены в своей правоте и невиновности. Случай Эверстова в этом плане уникален, и его публичное заявление делает историю из Якутии как минимум заслуживающей внимания, а как максимум — тщательного расследования.
«Компромат Групп» изучил все аспекты этой истории, а также удивительной биографии Михаила Эверстова — и обнаружил там немало интересного.
Как «шили» кислородное дело
Новости по теме:Кислородные концентраторы пьянят якутских следователей
В октябре 2021 года Минздрав Якутии заключил контракт на поставку 18 концентраторов кислорода для пяти больниц в разных районах республики на общую сумму в 620,9 миллиона рублей. Так правительство региона решало проблему с нехваткой медицинского кислорода для пациентов — ежегодно на закупку баллонов сжиженного кислорода из соседних регионов бюджет тратил бы по 500 миллионов рублей, а поставки задерживались из-за удаленности Якутии и сложных погодных условий. Разовая установка концентраторов, производящих кислород из воздуха на месте, закрывала сразу все эти вопросы.
Договор с ООО «Диомед» был заключен без торгов, но с проведением всех конкурсных процедур и в полном соответствии с законом, поскольку в условиях пандемии Covid-19 и режима повышенной готовности требовалось быстрое заключение важных контрактов, без длительной процедуры объявления и проведения аукционных торгов.
Такой подход в конечном итоге помог быстро закрыть потребность медучреждений Якутии в медицинском кислороде — исполнить обязательства по договору подрядчик обязывался до 15 февраля 2022 года (и, как мы узнаем далее, исполнил). Меньше чем за полгода необходимо было произвести оборудование, доставить его, установить и ввести в эксплуатацию, а также обучить персонал всех пяти больниц.
Конкуренты компании «Диомед» в лице ООО «Эвелина» оказались недовольны отклонением своей заявки и обратились в УФАС по республике. Несмотря на то, что жалоба поступила через несколько недель после заключения контракта, антимонопольщики не усматривали в нем никаких нарушений почти до самого истечения сроков исполнения. Однако в феврале 2022 года в СМИ стали появляться публикации, в которых действия Минздрава подвергались резкой критике, а также заявлялось о неспособности компании «Диомед» исполнить обязательства по договору до «дедлайна».
Материалы датированы 6 и 18 февраля, а уже 25 февраля в Минздрав Якутии нагрянули представители МВД — с проверкой по тому самому контракту с компанией «Диомед». Поводом стали те самые публикации в СМИ — что удивительно, так как обычно расследования о реальной коррупции и в Якутии, и в других регионах проходят мимо внимания силовиков.
24 сентября по делу был задержан (и впоследствии отправлен под домашний арест, где находится до сих пор) заместитель министра здравоохранения Якутии Роман Савин, которому вменяется злоупотребление должностными полномочиями (ч.3 285 УК РФ). Следствие вменяет чиновнику завышение стоимости контракта на 151 миллион рублей — в эту же сумму оценен ущерб, якобы нанесенный Савиным государству.
Практически сразу юристы стали обращать внимание на нестыковки в деле. Так, вызывает вопросы заявленная сумма ущерба — учитывая, что «Эвелина» была готова исполнить контракт за 585,75 миллиона рублей — то есть лишь на 35 миллионов меньше, чем предлагал «Диомед».
Считается, что сэкономить 151 миллион рублей Минздрав республики мог при заказе напрямую у производителя оборудования, питерской компании ООО «Провита», но ее представители не выдвигали свою кандидатуру для участия в торгах, и вообще предпочитают работать через посредников. Получается, что подобные дела можно завести сразу в нескольких десятках регионов России, ведь там чиновники также заказывали оборудование «Провиты» через фирму-«прокладку», берущую на себя ответственность за доставку и монтаж оборудования, а также обучение персонала.
Кроме того, следствие не учитывает сложную логистику — Санкт-Петербург и Якутию связывают девять тысяч километров дорог разного качества; не учтены и сложные погодные условия региона, приводящие к издержкам. По оценкам специалистов, только эти факторы могут привести к повышению закупочной цены оборудования на 20-25%. При этом есть еще и то, что невозможно подсчитать — фактор «ковидого» рынка. В первую очередь речь идет о крайне нестабильном предложении на фоне разрушения всех логистических цепочек при лавинообразном росте спроса на специализированные медицинские товары во всем мире.
Однако, как отмечает «ВЧК-ОГПУ» никаких финансовых экспертиз для оценки ущерба перед возбуждением уголовного дела не проводилось. Доказательная база на этапе задержания Савина строилась буквально на двух материалах в СМИ и жалобе «Эвелины».
Стоит отметить, что поскольку компания «Эвелина», выступающая бенефициаром расследования, производством оборудования не занимается, то при заключении контракта с Минздравом представители компании также были бы вынуждены сотрудничать с «Провитой», и по такой логике также были бы привлечены к ответственности.
Якутия