postprofit.net

Новости и Компромат из России, Украины

Как семья Абдукадыр обогатилась на коррупции в Центральной Азии и построила глобальную бизнес-империю • PostProfit

В 2019 году OCCRP разоблачил торговую монополию семьи Абдукадыр, построенную на взятках и, вероятно, контрабанде. С тех пор они стали только могущественнее: у Абдукадыров появились новые политические связи и многомиллиардные инвестиционные проекты по всему миру.

Коррупция, Айэркен Саймаити, Жапаров Садыр, Мирзиеев Шавкат, Раимбек Матраимов, Хабибула Абдукадыр, Кыргызстан
В 2019 году OCCRP разоблачил торговую монополию семьи Абдукадыр, построенную на взятках и, вероятно, контрабанде. С тех пор они стали только могущественнее: у Абдукадыров появились новые политические связи и многомиллиардные инвестиционные проекты по всему миру.

В 2019 году OCCRP разоблачил торговую монополию семьи Абдукадыр, построенную на взятках и, вероятно, контрабанде. С тех пор они стали только могущественнее: у Абдукадыров появились новые политические связи и многомиллиардные инвестиционные проекты по всему миру.
Новое расследование OCCRP, «Радио Свобода», «Клоопа» и «Власти» показало, что все эти многомиллиардные активы принадлежат одной семье.

Абдукадыры, сколотившие состояние благодаря взяткам и политическому патронажу, умеют хранить тайны. Члены этой уйгурской семьи используют разные имена и имеют несколько гражданств. У большинства их компаний нет сайтов, они не афишируют свою связь и оформлены преимущественно на родственников или посредников.

У Абдукадыров есть веская причина, чтобы держаться в тени. В 2019 году OCCRP, «Радио Свобода» и «Клооп» раскрыли, как клан заработал состояние: старший из четырех братьев, Хабибула Абдукадыр, создал торговую монополию, которая приносила огромную прибыль и основывалась на доставке китайских товаров в Кыргызстан, Узбекистан и другие страны — все при поддержке коррумпированных таможенников.

Узнав о махинациях на таможне, граждане Кыргызстана вышли на улицы страны с протестами, и в результате политический покровитель Абдукадыров сознался в коррупции.

Однако семейство не понесло ответственности. Их компании в Германии, США, Турции и других странах, куда, судя по всему, выводили отмытые деньги, не закрылись. Что Абдукадыры делали с деньгами, оставалось загадкой.

Журналисты OCCRP, «Радио Свободы», «Клоопа» и «Власти» выяснили, что в последние годы подконтрольные клану предприятия инвестировали в новые законные бизнесы. Реестры юрлиц и земельные кадастры, данные о госинвестициях, внутренние корпоративные документы и другие источники указывают на то, что Абдукадыры вложили как минимум два миллиарда долларов в проекты и люксовые активы на разных континентах (при оценке не учитывались активы, стоимость которых неизвестна).

Большая часть средств ушла в хорошо знакомый Абдукадырам Центрально-Азиатский регион, где клан строит целые районы, таможенные терминалы и даже центр по изучению ислама. В Узбекистане их причисляют к крупнейшим «иностранным инвесторам». Местная правящая элита – и даже национальные лидеры – охотно приняла Абдукадыров, хотя к тому моменту об их предполагаемой контрабандной империи и схемах отмывания денег было известно уже более трех лет.

Несмотря на многочисленные обещания провести реформы, узбекистанский президент Шавкат Мирзиёев с готовностью встретил новых инвесторов и их миллионы: многие их проекты получили правительственную поддержку, в том числе налоговые льготы, государственную землю и огласку. Но эта помощь имеет свою цену. Журналисты узнали, что родственники Мирзиёева стали соинвесторами Абдукадыров в некоторых проектах.

Недавно Хабибулу Абдукадыра заметили в Кыргызстане — стране, политическая система которой претерпела значительные изменения, когда стало известно о его схемах. В марте он вместе с президентом Садыром Жапаровым посетил две церемонии в честь начала строительства новой мечети и крупного жилого комплекса. Как оказалось, это проекты Абдукадыров.

Кристиан Ласслетт, профессор криминологии Ольстерского университета, который изучает Абдукадыров, говорит, что их инвестиции вредят экономике и политической свободе Узбекистана.

«На международной арене правительство Мирзиёева создало себе репутацию современного и реформистского, — объясняет он.

Новости по теме:Экс-начальник УМВД Камчатки ушел за взятку на 11 лет

— Но подобные инвестиции… питают клептократию. Это не то, как должна работать свободная рыночная экономика. Это просто политическое покровительство».

«Очевидно, что, когда кто-то делает [подобные] политические и экономические вложения, система укрепляется и углубляет корни. И для ее сохранности важно, чтобы граждане не задавали лишних вопросов».

Дэвид М. Луна, бывший американский дипломат и исполнительный директор Международной коалиции против незаконных экономик, говорит, что «борьба с коррупцией должна быть непрерывной».

«В автократиях коррупционное влияние преступников подталкивает правящие элиты к тому, чтобы набивать карманы и отмывать грязные деньги, — отмечает он. — А в демократиях, где правит клептократия, злоупотребление полномочиями со стороны коррумпированных чиновников зачастую укрепляет неправомерные системы власти и провоцирует нестабильность, приводящие экономики к краху».

Журналисты направили запросы о комментариях более чем 50 упомянутым в проекте людям, компаниям и правительственным организациями. Почти никто не ответил, в том числе офис президента Мирзиёева. Абдукадыры подтвердили, что получили вопросы, которые им отправили на электронный адрес Хабибулы Абедукадыра, но сказали, что смогут предоставить информацию позже.

Пресс-секретарь кыргызского президента Садыра Жапарова сказал, что «Кыргызстан открыт для всех инвесторов», отметив, что они «готовы работать со всеми, кто действительно намерен инвестировать в разные сферы экономики страны».

Кыргызстан